Главная страница найти на странице
 


Вернуться к содержанию>>

С.Г. Романов

ИГРУШКИ 1920-Х ГОДОВ В СССР
(Размышления реставратора)

В Государственном Историческом музее в декабре 2001 - начале апреля 2002 года проходила выставка "Наше счастливое детство", которая включала большой раздел игрушек 1920 - 1950 гг. Организация этой выставки планировалась давно, ещё в 1994 году, сразу после выставки "Мир и образы детства", которая проходила в новой Третьяковке. Но по ряду различных причин выставка всё откладывалась. И вот, наконец, Государственный Исторический музей рассмотрел предложение организаторов и счёл возможным и интересным показ этой экспозиции в своих стенах в цикле выставок для детей, хотя она всё же больше для взрослых.
В 1920-е годы, сразу после революции, наша ещё молодая тогда новая Россия испытывала колоссальные трудности: не было ничего, в том числе и игрушек. Производство их было очень незначительным: осталось ещё с дореволюционных времён небольшое количество фабрик по выпуску игрушек.
В Петрограде существовал завод "Треугольник" по выпуску резиновых изделий, где в цехе ширпотреба занимались изготовлением игрушек-пищалок. Игрушки, которые изготавливал "Треугольник", делались по английским прессформам, многие из которых задержались в производстве вплоть до 1941 года. В ассортименте фабрики были зверюшки, человечки, птички и рыбки. Все фигурки были очень тщательно проработаны по форме, достаточно реалистичны и скульптурны.
Недалеко от Петрограда, в районе Охты, существовал химкомбинат, где изготавливали игрушки из тонкостенной пластмассы, называемой целлулоидом. Это были куколки, пупсики-голыши, звери и прочее. Выпуск, к сожалению, шёл тоже только по зарубежным прессформам, преимущественно немецким. В Петрограде еще выпускалось большое количество печатных игр и игрушек для вырезания и склеивания.
Что же касается Москвы, то там с дореволюционных времён осталось производство кукол с фарфоровыми головками. Именовалась эта фабрика "Журавлёв и Кочетков". Основана она была в 1915 году и просуществовала при социалистическом строе достаточно долго, вплоть до 1928 года. Продукция фабрики была очень приличного качества, ничуть не уступавшая зарубежным аналогам и, конечно же, безумно дорогой. Кукол одевали в дорогие, роскошные ткани, кружево, заграничную шерсть, изготавливалась обязательно кожаная обувь.
Но стране Советов не нужны были устаревшие образцы пережитого строя, да ещё недоступные по цене для детей простого рабочего класса - и фабрику закрыли по распоряжению Луначарского за излишнюю буржуазность продукции: "У советского ребёнка должны быть куклы, отвечающие советским реалиям - пионеры, рабочие, красноармейцы, а не девочки в локонах и шляпках…".
В эти же 20-е годы появляются артели, занимающиеся именно таким ассортиментом. Многие из них образуются в Москве. Интересны их названия, созвучные тому времени: "Всё для ребёнка", "Забава детей", "Красная игрушка", артель им. КИМ и другие. Артель "КИМ" занималась выпуском игрушек из металла и жести: делала автомобильчики, леечки, лопатки, формочки, волчки, кукольные кроватки и саночки, словом, то, чего так не хватало тогда новым маленьким "хозяевам страны".
Игрушек всё равно не хватало, и в период НЭПа эта проблема была отчасти решена так: на российский рынок хлынул поток игрушек из-за рубежа. Зарубежные игрушки, несомненно, имели более привлекательный вид, чем наши отечественные. То обстоятельство, что страна испытывала огромные экономические трудности, конечно же, влияло на уровень наших игрушек. Как правило, игрушки изготавливали из дешёвого сырья: байки, репса, фланели, кусочков жести и фанеры, ваты, дерева. Но, как ни странно, эти игрушки, как никакие другие, несли в себе огромный заряд энергии, творческого мастерства и наивной детской интонации, свойственной народной игрушке. Ведь кто пришёл работать в артели?! Это, в основном, кустари-одиночки - надомники, народные мастера, которые были вынуждены уехать в город из села или деревни, чтобы прокормиться.
Зарождались новые кооперативные артели и в местах скопления бывших народных промыслов, например, в Сергиевом Посаде, переименованном в Загорск.
Старая артель А.С. Дунаева, которая существовала ещё с конца ХIХ века, в 20-е годы была переименована в артель им. Красной Армии. Но копировать зарубежные игрушки, "осоветчивая" их и внося свои коррективы, артели всё равно долго не могли - на многие образцы наводила критику комиссия по игрушке, искоренявшая зарубежное буржуазное, негативное влияние. Стране были нужны новые игрушки и новые художники, которые вскоре появились - это были студенты Московского техникума игрушки. Одним из таких мастеров и художников был В.В. Пучков, он-то и стал первым, кто придумал выдавленную горячим способом трикотажную головку для куклы. Это позволило облегчить выпуск кукол в нашей стране, решив, таким образом, множество технологических проблем. Головка из трикотажа была проста в изготовлении, дешева, практична и эстетична одновременно - это был прогресс и прорыв в производстве игрушек для нашей страны. Среди игрушек, представленных на выставке по периоду 1920-х - начала 30-х годов, работы таких известных мастеров, как М. Бартрам, Е. Борисова, М. Вильям, С. Власова, Д. Горлов, А. Изергина, Н. Лаврова, В. Мухина, И. Овешков.
Среди представленных на выставке игрушек есть также вещи мемориальные, с легендами, например, пупсик "Пётр Петрович" (это его домашнее прозвище), принадлежавший Пете Чехачёву. История его такова: когда Петя был совсем маленьким (а было это в 1924 году) его мама пошла в магазин за игрушкой для сына и увидела там этого пупса. Он был внешне так похож на Петю, что мама его тут же купила и назвала в честь сына. С одеждой в то время было плохо и обновки они всегда заказывали у модистки: на Петю большого - из цельного куска ткани, а из обрезков или остатков - такую же в точности по крою, но на Петю маленького. Куклу в семье очень любили и за серьёзный вид, шутя, называли "Пётр Петрович". Петя вырос, а кукла осталась у младшей сестры Людмилы. В первые месяцы войны молодым солдатом Петя Чехачёв ушёл добровольцем на фронт и погиб в апреле 1945 года в Берлине. А кукла жива до сих пор, и передала на выставку её вместе с легендой Людмила Ивановна, сестра погибшего.
Таких историй очень много - всех не рассказать.
А люди ходят по залу со множеством игрушек на выставке "Наше счастливое детство" и вспоминают каждый своё детство. И очень у многих на душе становится светло и радостно, их охватывают самые тёплые детские воспоминания, ведь детство пролетает безвозвратно и очень быстро. Уходят люди, уходят вещи, всё исчезает в никуда, а мысли остаются. И чем чаще человек вспоминает своё детство, тем чище становятся его мысли, его душа.
Детство всегда есть детство и, несмотря на войны, революции, ребёнок остаётся ребёнком и продолжает играть, творить, мечтать.



 

 

 

 

Человек Играющий
Теория и история игры
Мониторинг развития игровой культуры
Научный архив
История игротек 1, 2, 3.
Фотогалерея
Сайт "Игротека"
Игротерапия развития
Празднично-игровая культура
Международн. общество друзей игры
Контакты
Форум
Новости
Эортология